Раз появилась возможность открыть людям мир го, то охота наваять краткий экскурс. (Краткий, да-да). Почему именно "го", а не вейци, например? В посте используются японские правила и термины, вот потому.

Говорят, что го (она же бадук, она же вейци, она же облавные шашки) — одна из самых простых и в то же время — одна из самых сложных игр. Правила игры можно заучить за несколько минут. А вот вникать в сам процесс и постигать его глубины можно годами).

Го можно приравнять к бескровному сражению (хотя порой на доске происходит такое "мясо", что никаким сражениям не снилось). Хотя игра содержит в себе целую философию, которая куда глубже обычного махания кулаками или незримыми мечами. Прежде всего, го это, по сути, взгляд на свою жизнь. Возможность увидеть себя со стороны, со всеми слабостями и укрепить их. Нельзя играть в го, если боишься жить: это не даст продвинуться, заставит надолго зависнуть на первых стадиях. Здесь ты должен уметь рискнуть, должен уметь чем-то пожертвовать, должен уметь поставить себя на место соперника, понять суть его мыслей, постигнуть его замысел. Ты должен уметь управлять временем, делать ход в нужный (и единственно! нужный момент), не торопиться, но и не медлить. Ты должен иметь пути отхода, а также создавать себе и разные пролазы вглубь, мечтать о большем, но и не забывать о том, что должен защищать сейчас.

В общем, го очень помогает понять себя. И при желании: сделать новый шаг в светлое будущее.

Итак. Про ПРАВИЛА.
Правила действительно легко запомнить: в отличие от шахмат здесь чёрные ходят первыми. Белым за это даётся бонус: в конце игры они получают дополнительные очки (коми). Однако игру можно вести и на форе (изначально выставить несколько чёрных камней на доску, и тогда уже коми не добавляется). Кроме того, можно играть и с обратным коми (во как!) Это, по сути, та же фора для чёрных.

Классическая игра это чёрные против белых на доске 19 на 19 линий, однако есть и одноцветное го (когда играют одним цветом), го пара на пару (когда играет две команды друг против друга, есть атари-го (игра для начинающих, где целью является первый захват). Пройдёмся же пока по классике: для игры понадобится только доска (гобан) и игровые фишки (камни). А в остальном: простор, простор. Можно сидеть хоть в парке, хоть на Луне. Хотя там камешки могут и разлететься. Можно использовать часы, а можно играть вне времени. Игра, к слову, может длиться даже несколько месяцев (особенно у профи). Здесь нет места для торопливости, хотя всегда можно договориться сыграть в блиц-го.

Поскольку в этой игре нет разных фигур, то комбинаций тут невероятное количество. У камней почти нет ограничений (разве что порой нельзя их ставить в некоторые места) и очень много пространства для манёвра.


Итак, ГОБАН.
Сама доска может для каждого предстать чем-то своим, будь то вселенной со звёздами (к слову, жирные точки на доске так и зовутся "хоши" (звёзды)), будь то полем сражения или картой. В любом случае, главное, воображение и жажда сделать всё красиво, нарисовать свою картину, которая не будет похожа ни на чью другую. Кроме того, в го важно "считать" — то есть, просчитывать ходы, порою очень далеко вперёд. Кто лучше может просчитать, тот побеждает. Важно и верно оценить позицию, чтобы не играть зря на тех участках, где пока рано и не терять очки напрасно.

СТАДИИ.
В го, как и в шахматах, есть три стадии партии: начальная (фусэки), тюбан (середина) и ёсе (завершающая). В первой игроки намечают территорию, ходят по-крупному, по всей доске. В тюбане уже идёт закрепление территории и основные нападения. А в ёсе закрываются границы, здесь мало что можно сделать крупного. Однако порой на ёсе можно неплохо набить очков, если успеть сделать ходы раньше противника.

Сутью игры является окружение пересечений клеток (территории). То, что внутри твоих камней — твоё. Однако есть, как и везде, нюансы. Если противник смог создать внутри внушительную крепость, его может не выйти оттуда выгнать. Хотя порой и удаётся взять камни противника в плен (и тогда они уже засчитываются в плюс к твоим очкам).

Кратко о ПРАВИЛАХ.
1)Чёрные первыми ставят камень на доску (1 штуку в любое место.) Передвигать поставленный камень больше нельзя. И, если руку оторвал, ход сделан. Камень должен стоять на пересечении клеток (не в самой клетке). Однако очком считается пустое место (пересечение), окружённое несколькими камнями.

2) Если ты захватил камень противника, ты можешь снять его с доски (теперь он пленный). В финале при подсчёте очков ты можешь заставить этими камнями поле противника, чтобы его уменьшить. Пленные перемещаются на крышку от коробки, где хранятся. Но можно положить на стол).

3) Если следующим ходом можно камни забрать, то это называется позиция атари. Однако как исключение из любых правил, тут тоже есть один запрет. Есть уникальная позиция, ко, когда после "съедения" нельзя вновь ставить камень туда же. Но это нужно разбирать на примере.

4) Группы могут быть живыми (навсегда) или мёртвыми. Живые группы это, по сути, те самые крепости, которые смогли создать источник вечности (минимум два пункта свободы или глаза, то есть, два пересечения внутри). Если же нету этих непобедимых пересечений, то как бы группа не была огромна, её можно пленить.

5) В начале противники желают друг другу удачной игры, а в конце говорят "спасибо за игру!" Вежливость — прежде всего). Во время игры можно пасануть (пропустить ход) или признать поражение до окончания. Это порой показывает уважение к противнику, когда ты не заставляешь его играть до финала, который уже давно понятен.

Ну, и — к примерам.
Народ обычно тащится по КГС (портал для игры в го), а я нежно люблю ЛГСку. Там очень удобно играть с компьютером).

1 картинка: Тут то, как выглядит доска в электронном виде (есть 4 стороны (зелёным), 4 угла, центр). По сторонам и углам обычно идёт игра в первой стадии, потом захватывается центр (поскольку, это сложнее и там очков меньше). В финале обычно идёт игра по всем границам конкретной территории. По ключевым точкам (хоши) удобно ориентироваться (поскольку доска большая и можно заплутать в клетках). По ним легко считать, где какое пересечение.

Внизу справа указана позиция "атари" (позиция, следующий ход в которой может захватить камень в пункте 1 (если бы он там был, конечно))).


2 картинка. Группы слева (одна захваченная, потому что внутри нет двух и более пунктов свободы, и вторая — вечно свободная, потому что у неё-то пункты внутри есть. И никакие окружения её не пленят). Почему так? Да потому что для полного окружения нужно занять все пересечения вокруг группы противника (чтобы в итоге не осталось у него тех самых пунктов свободы). Обычно никто не занимает прямо все пункты до конца, но группа, которую теоретически можно пленить, считается по умолчанию пленной.

И... ситуация ко справа (та же позиция "атари", но ходить в неё можно лишь по очереди. Если ты съел камень, то нужно сделать ход в другом месте, прежде чем есть снова. Иначе это может уйти в дурную бесконечность.) Ко используется обычно в сложной борьбе, когда различными "угрозами" заставляешь противника отвечать в разных местах, а сам пытаешься закрыть эту самую ключевую точку в ко-позиции. Это на примере там всего 1 пункт, а может быть борьба за большую территорию.


===========================================
Итог: го это борьба за территорию: те самые пересечения клеток, они же — пункты свободы (дыхания) или дамэ. Если пункт свободы крепок и непоколебим, то он называется "глаз" или "талия". Группа с двумя глазами недоступна для захвата. По сути, первое время нужно именно учиться строить такие группы.

Также нужно изучать основные позиции в разных стадиях игры (джосэки) (стандартные розыгрыши, чтобы не просчитывать каждый раз как отвечать на эти стандартные ходы).

Ну и, как говорится: Желаю приятной вам игры!

===========================================

Про го есть несколько фильмов (есть и корейский сериал, например, Мисэн, есть китайский сериал Дух игры), го частенько упоминается в китайских новеллах (там оно вейци). Эта игра прочно вошла в культуру стран Азии, а теперь вышла и за их пределы. Однако именно культовая манга Хикару но го, по которой сняли потом и аниме (тоже невероятно классное), и тот же Дух игры, именно она стала толчком для развития этой игры и для её популяризации. Может, потому что это произведение действительно пропитано той самой энергетикой тайны, соперничества, желания постигнуть непостижимое, а также оно заполнено невероятной любовью к игре и буквально поднимает тебя на ноги и заставляет вновь захотеть... собственно, чего-то захотеть. Ну и, конечно, заставлять желать играть).

"Почему я играю в го... Сердцем я чувствую это совершенно ясно. Чтобы соединить отдалённое прошлое и далекое будущее". (с)

"Конец не наступит никогда".