Yukimura: Hey, how long do you think all three of us can be together like this? -- Sanada: We’ll be together forever, if that’s what you want.
обалденно написано *_____*
29.09.2010 в 23:06
Пишет whitesummer:Что же они ищут? Концепция “Высшего Мастерства” в Hikaru No Go.URL записи
Что же они ищут? Концепция “Высшего Мастерства” в Hikaru No Go
Автор: stirring_still
Переводчик: whitesummer
Ссылка на оригинал эссе на английском What are they searching for? The concept of The Hand of God in Hikaru no Go.
Начнем с того, что на самом деле это не эссе. Сначала я занималась исследованием персонажа Тойя Кьео, затем перешла на в тему бесконечного поиска Высшего Мастерства, а далее было небольшое описание того как в сериале представлена идея о противопоставлении личных и общественных интересов, и закончила обсуждением концепции “Хоннэ-Татэмаэ”. Также, напоследок, немного романтического подтекста, но таков уж мой склад.
Время от времени я переключаюсь с одной темы на другую, не слишком следуя логике; проще говоря, здесь изложен своеобразный поток сознания о некоторых превалирующих темах в “Хикару но Го”. Приношу свои извинения. Об эпиграфе: все, что изложено ниже, отражает мое собственное видение сериала. Я не заявляю, что этот анализ является объективно истинным - я описываю только то, что вижу, и что я думаю по этому поводу. Читатели же вправе воспринимать сериал совсем иначе.
Изменения в характере Тойи-Мейдзина.Изменения в характере Тойи-Мейдзина.
Начнем с Тойи-старшего. До его первой партии с Саем, Тойя является глубоко консервативным человеком, с не менее консервативным жизненным укладом: он живет в традиционном японском доме, декорированном в классическом стиле. В комнатах с деревянными полами повсюду лежат татами, на стенах висят свитки, а в саду есть ручейки с бамбуком. Он всегда и повсюду ходит в Кимоно, а его семья живет по принципам конфуцианства: отец стоит во главе семейства и обладает абсолютным авторитетом. Далее по рангу следует сын, а за ним мать (это отражено в обращении членов семьи друг к другу, например, мать Акиры при обращении к сыну употребляет суффикс и говорит "Акира-сан".
Тойя Мейдзин использует интернет только в крайнем случае, если у него нет другой возможности продолжать играть в Го. Множество персонажей в сериале приходят в изумление когда замечают его присутствие в сети. Огата говорит, что Мейдзин не знает, как пользоваться электронной почтой. Сам Мейдзин недоволен если нужно пользоваться интернетом, и к тому же считает, что попытка Сая "спрятаться" в интернете негативно сказывается на его моральном облике.
Поражение в партии с Саем радикальным образом преображает его. Первым делом это проявляется в манере игры. Когда Курата комментирует последнюю партию за титул Дзюдан, которую Тойя проигрывает Огате, он выглядит потрясенным: "Важнее понять, что же приключилось с Тойя Кьео? Что-то произошло?.. Что же? Неужели Мейдзин все еще способен на подобные ходы? Это на него не похоже". Позже он более подробно объясняет Хикару: "Игра, которую вы не ожидали от Тойи Кьео. Вы не замечали, что он всегда играет сбалансировано? Атакует, когда следует, и в то же время сдерживает позиции, если это нужно. Но на этот раз он словно забыл про баланс... он делал интересные ходы раз за разом, несмотря на то, что это была его последняя партия в борьбе за титул. Его Го словно помолодело".
Другими словами, он начал рисковать. Он делает оригинальные ходы, которые не всегда оправдывают себя, но которые являются изобретательными и творческими. Курата позже замечает что эта способность к изобретательности нехарактерна для человека его возраста.
Но и это еще не все. Мейдзин покидает мир профессионального Го, как и обещал. И получается что этот поступок отнюдь не ординарный: его неожиданный уход вызывает жуткую неразбериху, экстренные переговоры и растерянность у спонсоров.
Некоторые люди предполагают, что он уходит из-за болезни. Но в одной из сцен Кувабара бормочет себе под нос "Надо же, каков эгоист". И он прав, поскольку уход Мейдзина доставляет всем кучу проблем. Его мотивы по уходу звучат эгоистично: "Я буду рад избавиться от бессмысленных обязательств" - так он говорит своему сыну, а для Хикару он говорит "Я избавлю себя от ограничений и обязательств, которые накладываются на профессионального игрока". Он признает наличие у себя обязательств и ответственности, но отдает предпочтение собственным желаниям. А это, откровенно говоря, радикальное решение в жизни японца. Поэтому мы видим, почему многие считают именно болезнь причиной ухода Мейдзина - другие варианты считаются попросту неприемлемыми. Как станет ясно позже, подобный эгоизм с его стороны является одним из основных философских мотивов сериала.
У нас появляется один внешний признак изменения характера у Мейдзина: он начинает носить западный костюм вместо кимоно. Его привычка постоянно ходить в кимоно практически стала частью его имиджа. Однако же, после ухода из профессионального Го он делает выбор в пользу пиджака и брюк. Пусть иногда он надевает кимоно - теперь его предпочтения склоняются к западному стилю. Это то, что он теперь носит чаще всего. Параллельно в жизни Мейдзина происходят и другие изменения: начинается его переход на международную арену. Япония – очень закрытая страна с закрытой культурой, однако Мейдзин счастлив переехать и несколько раз говорит, что национальность не играет существенной роли. Он даже становится участником китайском сборной. Это еще один пример его отклонения от традиций, и признак того, каким оригинальным мыслителем он является на самом деле.
В одном моем эссе по Хикару но Го я обращала внимание на то, что выбор имен был продуман. Мейдзина это тоже касается. Его имя содержит кандзи, означающее аскетизм/действие/особый концепт буддизма и кандзи для океанический/тихий океан/запад/западное/. Возникает желание предположить что "западное" толкование имени подразумевает разрыв связи с японской культурой - теперь ему гораздо интереснее находить лучших игроков со всего света, чем выступать от лица профессионалов Го в Японии. Слово "Кьео" преподносит повторяющийся символ в Хикару но Го: он означает цвета осени/красные листья. Осенние листья, как было упомянуто в другом моем эссе, являются важным символом в истории, означающим смерть, увядание, безнадежность: Тойя Мейдзин подходит к концу своей жизни и карьеры - в отличие своего сына и Хикару, стоящих у подножия славы. Совершенно ясно, что в судьбе Мейдзина присутствует некая безнадежность, ведь он слишком поздно встретил своего соперника, и так и не смог до конца раскрыть свой потенциал. Тем не менее, если судить по комментариям в отношении его стиля игры, единственной встречи с Саем хватило, чтобы полностью изменить его жизнь, подарить вторую весну. Но Высшее Мастерство Тойе Мейдзину уже никогда не суждено постичь.
Высшее Мастерство. Попытка определения термина. Роль взаимопомощи в достижении общих целей. Высшее Мастерство.
Когда я смотрела первую серию аниме с подругой, пытаясь вовлечь ее в фандом, мы увидели сцену, в которой Сай говорит, что все еще не сумел постичь Высшее Мастерство. Моя подруга с ее прагматичным складом ума задала вопрос: "А что это такое, высшее мастерство?". Мне пришлось ставить серию на паузу и объяснить то, что никогда не толковалось в аниме: Высшее Мастерство означает единственный ход в партии, который обращает проигрыш в победу. Редкое событие, но не настолько невероятное.
Однако, Хикару но Го – это не учебник по Го. Cам факт того, что термин не имеет определения внутри сериала, предполагает, что данная концепция несет в себе символическое значение. Это понятие гораздо шире, чем узкое определение из жизни. Утверждение подкрепляется тем, что Сай уже сыграл ход Высшего Мастерства. Это самый известный пример из истории Го, когда Хоннинбо Шусаку играл против Геннан Инсеки; это тот самый известный “поразительный” ход, самый известный ход в истории Го и единственный лучший пример хода Высшего Мастерства. И Сай сыграл его – если мы воспринимаем историческую фигуру Шусаку как идентичную Шусаку из манги. Следовательно можно сказать, что в самой истории термин “Высшее Мастерство” подразумевает нечто большее, чем просто особый ход в партии Го.
Хикару и сам подхватывает идею-наваждение Сая о постижении Высшего Мастерства. Мы видим, как он мысленно дает клятву Саю, что однажды сможет сыграть также. И однажды он прямо заявляет Акире, что именно он, Хикару, первым постигнет это мастерство. Даже Кувабара, увидев, как два соперника вновь объединились (после длительного нервного срыва у Хикару), говорит что теперь они вместе смогут начать двигаться к постижению Высшего Мастерства. Человек, находящийся рядом с ним, отвечает, что это далекая мечта. Очевидно что мастерство, о котором идет речь, это не просто “Ход который обращает проигрыш в победу”.
Тогда что же это? Я вижу, откуда взялась интерпретация фандома о Высшем Мастерстве как об “идеальной игре”: в том же диалоге, где Кувабара рассуждает о Высшем Мастерстве, он также говорит и об идеальной игре, словно связывая эти два понятия. Однако же я считаю, что будет полезнее обратить внимание на другие слова Кувабары: что для идеальной игры требуются два человека. Другими словами – и здесь, я верю, кроется суть – Высшее Мастерство возможно постичь только совместными усилиями.
В сериале ставится сильный акцент на товариществе игроков: мотивация Хикару “связать далекое прошлое с далеким будущим” сопровождается комментарием второстепенного персонажа “Это относится ко всем живущим, разве не так? Игроки и Го, игра, разные страны, все что угодно, не имеет значения. Причина, по которой мы играем, и по которой живем - одна и та же”. Сериал заканчивается предложением, растянутым на три страницы: “Я, все остальные, тоже”. Это - концепция буддизма в чистом виде: в основе жизненного уклада лежит идея того, что судьбы всех людей связаны между собой, и что все полагаются друг на друга, и что не существует разделения между собой и другими.
Религиозный аспект Го, а также аспект общности и взаимопомощи поднимается в диалоге, который Хикару и Акира ведут с двумя другими посетителями Го салона в 168 главе. Один игрок, пытаясь утихомирить активно спорящих, говорит “Разве не замечательно иметь достойного соперника? Мне очень нравится играть в Го, потому что у меня есть такой достойный соперник, как Китамаджи-сан". Хикару отвечает, искренне “Если это так, то наверняка богу Го очень одиноко? Ведь нет никого, кто мог бы сравниться с ним по силе”. Тогда все четверо соглашаются на том что у этого бога есть план, и заключается он в том, чтобы “вырастить” игрока, который сможет соперничать с ним. Акира тогда говорит “Это означает что все игроки, от древних мастеров и до профессионалов наших дней, трудились ради этой единственной цели”. Другой игрок отвечает “Точно! И таким образом мы все связаны через Го”.
Следовательно, подчеркивается важная роль товарищества и взаимопомощи для достижения полноценной партии. Если бы мне пришлось дать определение Высшему Мастерству, это звучало бы примерно так: “Стать настолько сильным, насколько это возможно, оставаясь в совершенном равновесии между личными и общественными потребностями в процессе достижения очень хорошего Го (или чего-то другого)”. И именно конфликт между личными и общественными интересами и желанием справиться с этим - держу пари – и есть основная тема “Хикару но Го” (А еще это история об однополой любви. Не обращайте внимание).
Есть в сериале две сцены, которые подходят именно под такое определение Высшего Мастерства: в одной из них Акира объясняет отцу причины, по которым он преследует Хикару, и отец реагирует словами “Так люди взрослеют. Это то, чего тебе раньше не доставало. Испытывать страх, но преследовать. Боятся, но смотреть в лицо страху. Теперь ты… становишься ближе к постижению Высшего Мастерства”. Во второй сцене Акира, разочарованный, говорит что “Прежде в тебе, на мгновение… мне показалось что я видел Мастера”. Вот теперь, исходя из моего определения Высшего Мастерства, получается что Акира нашел (или думает что нашел) того, кто поможет ему вырасти как игроку, кто станет для него испытанием и заставит развиваться. Это не тот случай, когда он всего лишь признает в Хикару сильного игрока и желает превзойти его: он преследует Хикару ради того, чего сможет добиться если они будут играть вместе. Акира видит в Хикару свой путь к постижению Высшего Мастерства. Его отец, похоже, соглашается с тем, что Хикару является испытанием для Акиры на этом пути. Вот почему мальчик так ужасно расстроен, когда Хикару оказывается не в силах оправдать его ожидания. Получается, что собственный рост Акиры посредством взаимодействия и связи с другим человеком так и не состоится: Хикару не способен приблизить его к постижению Высшего Мастерства.
Эгоистичные интересы и потребности общества. Трагедия Сая. Расхождение путей отца и сына Тойя.
Эгоистичные интересы и потребности общества.
Во многих местах я видела комментарии насчет того, что манга “Хикару но Го” посвящена нескончаемому пути и бесконечному совершенствованию, как все мы связаны через Го. И, разумеется, как упоминалось выше, это очень сильная тема в истории: сплоченность, взаимодействие, амбиция Хикару “связать далекое прошлое с далеким будущим”. Все эти идеи глубоко развиты, всеми способами. “Предсмертные слова” Сая суммируют данный аспект сериала: “Сотни лет назад, Тораджиро одолжил мне свое тело. Если Тораджиро жил ради меня, тогда я жил ради Хикару. И Хикару будет жить для кого-то. И этот кто-то… будет жить для кого-то.. тысячелетия сменяют друг друга, человек за человеком. Длинный путь к постижению Высшего Мастерства… мое участие в нем завершено”.
Однако могу поспорить, что по сюжету все не так гладко. Начнем с того, что постижение Высшего Мастерства здесь показано как болезненный процесс. Несколько людей отмечают, как трудно стать профессионалом и идти по бесконечному пути. Цель не видна, нет способа прийти к завершению, и подразумевается, что ставшему на этот путь придется испытать много боли.
Лучшей иллюстрацией к этому станет, пожалуй, первая страница главы 149, хотя еще в самом начале Акира в одном из своих первых появлений в истории отмечает боль: “Упорство, тяжкий труд, боль, несбывшиеся надежды… есть те, кто прошел через все испытания, но так и не достиг желанных высот”.
Даже если забыть о том, насколько мучительно идти по бесконечному пути, есть еще в сериале одна, очень сильная идея, которая противоречит взаимовыручке и взаимосвязи: идея эгоистичных желаний, персональных амбиций, собственных достижений. Если в истории говориться о том, что все мы связаны, то там также показано, что все мы разделены, разобщены, и личные цели противоречат социальным связям. Здесь заложен глубочайший конфликт. Мне кажется, что это тяжелая проблема для Японии в целом, и она играет важную роль в сериале. Предсмертные слова Сая выражают понимание, но не принятие: за время, предшествовавшее исчезновению, нам пришлось увидеть его сильное страдание и гнев как реакцию на то, что он больше не сможет играть сам, и его попытки постичь Высшее Мастерство не увенчаются успехом. Он осознает себя как часть протекающего процесса, но переживает острую боль, потому что именно на личном уровне, его амбиции не удовлетворены и личный рост не осуществился.
Конфликт между личными интересами и общественными потребностями происходит в истории снова и снова: Акира из эгоистичных побуждений выбирает партию за третьей доской в команде школы Кайо, наперекор потребности клуба поддерживать баланс и спокойствие. Акари поступает эгоистично когда отдает предпочтение интересам Го-кружка и просит Хикару не возвращаться в этот кружок, при этом даже упуская возможность чаще видеться с мальчиком, в которого влюблена. Очи часто сталкивается с этим конфликтом – он постоянно демонстрирует потребность в получении признания, сражается за победу любой ценой, пытаясь задавить своих соперников. Он всегда показательно отдает приоритет собственному росту. Однако в сериале другие персонажи проявляют свое уважение к Очи только когда он признает превосходство другого, более сильного игрока, и жертвует своим местом в сборной Японии. Только испытав поражение, ему суждено получить признание и рост.
Инсеи также один или два раза обсуждают проблему противоречия личных интересов и потребностей общества. Несколько персонажей говорят что, хоть они и друзья и хорошо общаются, они не забывают что “с наступлением экзаменов на Про, мы все будем пытаться разрушить друг другу будущее”. Об этом к несчастью упоминается всякий раз, когда друзьям доводиться играть друг против друга. Хикару все чаще предпочитает играть сам, вместо Сая. И возможно самый яркий пример – это когда Хикару добивается права играть за первой доской в партии с Кореей. Его желание отомстить Ко Йонг-Ха за комментарий про Шусаку хоть и понятно, все же абсолютно эгоистично. Он отдает приоритет собственным чувствам взамен потребностей команды, и в результате Япония терпит поражение.
Мы также получаем яркий пример глубокой иронии в сюжете по отношении к этому конфликту. В главе 188, Тойя Мейдзин говорит что Сай/Шусаку вернулся в этот мир ради того, чтобы они могли сразиться. И это правда - во всяком случае, для Сая. В то же время эта правда отличается от того, что думает Мейдзин – очевидно, что он считает их партию личной, как поединок между двумя суженными соперниками. Как читатели, мы становимся свидетелями того как Сай осознает что целью его существования было показать Хикару конкретную партию, и помочь ему продвинуться в пути к постижению Высшего Мастерства. Таким образом, партия Сая и Мейдзина состоялась не ради их блага, это была партия ради Хикару – и Тойя Мейдзин даже не знает об этом, он никогда не выяснит этого. Что еще хуже, есть горькая ирония в том, что Хикару замечает ход Высшего Мастерства, который Тойя Мейдзин мог бы сделать, чтобы одержать победу в партии которую проигрывал. Получается, что Мейдзин не сделал этот ход, потому что не смогу “разглядеть” его. И все намекает на то, что способность Хикару прочесть этот ход, в то время как Сай и Мейдзин не смогли этого сделать, указывает на собственное сияющее будущее мальчика в игре – то будущее, в котором двум пожилым мужчинам будет отказано.
Что приводит нас обратно к семье Тойя. Не раз обсуждалось, что Хикару играет пятого мая, в день годовщины “смерти” Сая, и проигрывает. Однако я не заметила комментариев по поводу других особенности этой даты которые, как мне кажется, тоже не менее значимы.
Пятое мая – это день детей. В этот день в Японии отмечают праздник всех детей (первоначально, только сыновей). И что же происходит 5-го мая, во время кубка Северной Звезды? Посмотрим: появляется Тойя Кьео с заявлением что он прибыл в Японию на день позже (другими словами, он не виделся с сыном, поскольку Акира оставался в отеле), он следит за ходом матчей по мониторам (то есть сын не знает о его приезде), а когда Акира выигрывает, Тойя-старший делает заявление что собирается уехать в Тайвань. Диалог в главе 188 таков: “Разве вы бы не хотели похвалить своего сына?” – “Когда я был в Шензене, то слышал, что в Тайвани есть один весьма талантливый игрок. Я намерен поехать туда как можно скорее”. И затем уходит. Не увидевшись с Акирой, не поздравив его, даже не сообщив о своем присутствии. Вместо этого, он отдает приоритет своему желанию как можно скорее уехать в Тайвань. И это происходит в тот самый день, когда принято чтить здравие своих детей. Для меня это самая ошеломляющая сцена в сериале.
Есть теория, что Го и поиск Высшего мастерства разрушают семью Тойя. Для начала, разумеется, родители Акиры переезжают за границу, покидая пределы Японии и предоставляя Акиру самому себе, ради того чтобы Кьео мог повысить свой уровень игры. Тоя Мейдзин говорит во время семейного ужина, что он хотел бы сыграть со всеми участниками на кубке Северной звезды, и в контексте беседы он подразумевает официальные партии. Он говорит об этом в присутствии сына, который также является участником. Акира, в свою очередь, говорит что хочет “отделиться” от отца. Имеет место сцена, в которой проигравший соперник Акиры (в серии матчей за титул Хонинбо) опровергает комментарий “Что и следовало ожидать от сына Тойи Мейдзина” и говорит что “Это заслуга самого Тойи Акиры. Тойя-Сенсей здесь ни при чем”. Есть также очень тонкий намек на то, что скоро Акира затмит своего отца, как если бы он был восходящей звездой, а Тойо Кьео - забывающейся знаменитостью: в главе 186 человек на ресепшене (практически ничего не знающий о мире Го) который ничего не знает о Тойе Кьео, готов пропустить его в комнату где обсуждают Го поскольку он является отцом Акиры.
Я ни в коем случае не предполагаю, что в отношениях между Тойей Мейдзионом и Акирой присутствует враждебность. В их общении по-прежнему явно заметна привязанность, и между ними существует особое взаимопонимание. Но их личные амбиции берут свое. Отец и сын стали заметны в первую очередь как ведущие игроки в Го и сильнейшие соперники, а уже не как отец и сын. Акира освободился от влияния отца и стал независимой личностью с собственным мировоззрением, но еще до того как это случилось, Тойя Мейдзин также освободил себя от сына. Акира и сам осознает произошедшее: “Кажется, отец все решил без меня. Мне больше не нужно переезжать из дома”.
Го как зеркало души. Понятия Хоннэ и Татемаэ. Связь между Хикару и Акирой.
Го как зеркало души.
И таким образом я подошла к другому, немного отличающемуся аспекту идеи о “конфликте принадлежности к обществу с одиночеством». Речь идет об эмоциональной связи с оппонентом. Митани неоднократно подвергается критике за “самый низкий поступок” т.е. за жульничество. В главе 21 говорится что ”Игра Го основана на доверии между вами и вашим оппонентом. Подобный обман расценивается как оскорбление существующего доверия”. Митани в конце концов исправляется, но важность честности, чести, достоинства постоянно подчеркивается в сериале. Как и идея того, что вы можете понять эмоциональное состояние игрока, взглянув на его партию. Я уже упоминала как Го Тойи Мейдзина отражает его настрой. Его Го обновилось, и снова стало молодым. И идея повторяется вновь: Сай, к примеру, замечает, что способен видеть насквозь других игроков, различать их мысли и чувства, определять, честны ли они. Забавно, что когда Акира решил воспользоваться этой возможностью (во всей полноте), результат получился иным. Речь идет о случае, когда Хикару стал Инсеем и Акира захотел “отправить ему послание”, стараясь уверенно играть в партии с Оузой. Он знал, что Хикару будет наблюдать за этой игрой, и хотел заставить его почувствовать унижение, увидеть и оценить всю силу его способностей. Хикару же все понимает с точностью до наоборот и воспринимает сообщение Акиры как “Торопись и следуй за мной”.
Это неправильная трактовка, как ни странно, все равно поддерживает идею того, что Го выражает эмоции и устанавливает связь между игроками. И в данном контексте, я хочу преподнести вам концепцию “Хоннэ” и “Татэмаэ” - “истинное лицо” и “общественное лицо”.
Го – это Хоннэ, истинное лицо. Лучший тому пример – Акира. В повседневной жизни он вежлив и хорошо воспитан, его “фасад” строго на месте. Некоторые люди отмечают контраст в его поведении как обычного человека и как игрока. Огата делает немного жуткое замечание в главе 54 что “Хоть он и станет Про через месяц, Акира-кун все еще выглядит как обычный, симпатичный ученик средней школы”. Другой наблюдатель говорит об этом более ясно: один из людей, имеющих отношение к китайской сборной на кубке Северной Звезды, отмечает что “Тойя очень вежлив, чего не скажешь о его манере игры”. Позже нам напоминают, что Акира является на редкость агрессивным игроком. Хикару и другие игроки (в том числе неудачливый ребенок из 66 серии) замечают, как меняется выражение лица Акиры если он садится за партию. Он становится серьезным, сосредоточенным и агрессивным. Происходящее объясняется тем, что вежливое, образованное и сдержанное “общественное лицо” подменяется “лицом истинным”.
Истинное лицо Акиры проявляется всякий раз, когда затронуто Го: ближе к концу сериала есть сцена где он прямо говорит Хикару, что его Го в конкретной партии - ужасно. Он настолько прямолинеен и откровенен, что свидетели удаляются, предвидя начало ссоры, а Акира объясняет что всего-навсего “сказал правду”. И все равно, говорить правду – особенно если она звучит оскорбительно, критикующее – социально неприемлемый поступок в большинстве культур, и особенно в Японии. Но Го – оно слишком важно чтобы лгать о нем: правда побеждает хорошие манеры, истинное лицо берет вверх над общественным лицом. Акира всегда находится в состоянии истинного лица если имеет дело с Хикару. В то же время его связанная с Го прямота не является свидетельством особой связи между ними. Ведь Яширо также сталкивается с истинным лицом Акиры, как только становится членом их команды. Когда ребята собираются вместе для подготовки к кубку Северной Звезды, Акира откровенен настолько, что его слова оскорбляют. Опять же, важность Го превосходит потребность в вежливости присущей “общественному лицу”.
По ходу сериала мы видим разные примеры того, как Го помогает познать души людей и их эмоции. Нам напоминают о том, что Го отражает эмоциональную честность и связь. Это происходит множество раз, в разных вариациях. Я уже упоминала некоторые примеры, например духовное обновление Мейдзина и желание Акиры показать Хикару свои способности. Существует и множество других примеров: легкость, с которой Сай определяет, что Митани вложил все силы в свою игру с Хикару, когда тот играл против троих участников школьного кружка; легкость, с которой Хикару понимает, что его соперник 7-го дана перестал повышать свой уровень и не учился уже давно, и (неверное) убеждение Сая, что есть вещи в партии, которые способны видеть лишь игроки, а не наблюдатели, поскольку только игрокам очевидны некоторые истины и они более глубоко вовлечены в игру (и в состояние друг друга).
Если же в Го играют, используя нечестные приемы, это всегда выставлено в дурном свете, и у нас есть достаточно много примеров. Митани жульничает; участник в учебном центре по Го, Акота-сан, играет так, чтобы запутать и смутить более слабого оппонента. Более взрослые Про склоны к обману, и у Хикару поначалу была идея “выиграть несколько титулов” и быстро разбогатеть. Идея того, что целью игры может стать зарабатывание денег, где игра в Го не является самоцелью – для Сая и Акиры подобное отношение является абсолютно неприемлемым. Подобные взгляды разделяют все “истинные” игроки, никто не играет ради денег, успеха или славы. Каждый играет только ради Го. С этической точки зрения по отношению к Го, получается что Огата сохраняет достоинство когда ставит себя в некрасивое положение, оскорбляя женщину, с которой у него связь: он прямо говорит ей что для него в мире нет ничего более интересного и важного, чем Го.
Самый последний и замечательный пример “истины в Го” - это осознание Акирой того факта, что Сай и Хикару – это две отдельные личности. Нам известно как он это выяснил, так что я не стану вдаваться в подробности и выделю только пару моментов в этом событии. Самое первое: глава называется “Хикару но Го” – также, как и сам сериал. Это предполагает, в какой-то степени подсказывает, что в этой главе наступит переломный, важный момент всего сериала, и так оно и происходит. В первый раз Хикару полностью честен во время своей партии с Акирой. Он играет самостоятельно, демонстрирует свои собственные, настоящие способности. Хикару сам об этом заявляет: когда он осознает, что в реальности они играют в первый раз, то думает “Тойя, прямо сейчас, это наша первая настоящая партия”. Я сверилась с японским вариантом текста в манге: используется слово “Hontou” так что истинность подразумевается в обоих языках. И утверждение написано очень большими буквами, и сам кадр занимает целиком всю страницу, опять же подчеркивая важность момента.
И только после того, как они проведут достаточно долгое время за партией, Акира выразит свою догадку, сказав что Хикару и Сай - это две разные личности в одном человеке. Его мысль сформулирована фразой “Поскольку я знаю тебя лучше всех, я понимаю. Только я один понимаю". Глава манги называется “Только я знаю”. На этот раз глаголы в этих предложениях несут дополнительный смысл как в раз в оригинальном тексте на японском языке. Эти слова также могут означать “сопереживать”, “чувствовать”, “понимать друг друга”. То есть в словах Акиры содержится намек на эмоциональную связь – и эта близость возникла через Го. Его заявление о том ,что он знает Хикару лучше всех выглядит как полный абсурд, ведь к тому моменту за всю свою жизнь они проговорили друг с другом в общей совокупности менее часа. Но философия рассказа подтверждает слова Акиры: поскольку он знает как Хикару играет в Го лучше, чем кто-либо другой, он и Хикару знает лучше, чем кто-либо другой.
Тема честности, эмоциональной связи и взаимопонимания посредством Го так и не получает логического заключения: нам уже никогда не дано стать свидетелями того, как Акира постигнет полного понимания Го Хикару, мы так и не увидим, как он узнает правду о Сае. И это как раз огорчает, ведь повествование словно выталкивает нас к этому ключевому моменту. Само название, “Хикару но Го”, подразумевает что игра Хикару очень важна, это центр сюжета. И все же манга заканчивается, и Акире пока еще предстоит познать точную истину об игре Хикару, их все еще ждет момент, когда они установят связь и смогут полностью понять друг друга. Сюжет последних глав (а именно 182 и 183) построен так, словно вот-вот произойдет Великое Откровение, но этого все равно не случается (если еще учесть другие сюжетные выкрутасы, то я абсолютно точно убедилась что эту мангу ожидало зрелое и логичное завершение – и ничто на планете не убедит меня в обратном, разве что сама Юмми Отта.). Нам, читателям, было отказано в удовольствии лицезреть момент когда Акира узнает всю правду об игре своего соперника, и именно по этой причине концовка Хикару но Го меня совсем не устраивает.
Положительная сторона дела в том, что сюжет все-таки намекает на то, что главные герои действительно постигнут Высшее Мастерство; если, по меньшей мере, мое понимание этого термина верное, то я считаю что друг в друге они нашли соперника, который поможет им стать настолько лучше, насколько это возможно. В борьбе друг с другом они достигнут большего, чем поодиночке. Таким образом, их соперничество являет собой идеальный баланс между личными амбициями и потребностями общества. Они одновременно способствуют своему росту и росту другого человека - тоже. По факту, указывается на то, что они ведут за собой целое поколение молодых игроков. При этом они дружны, а значит, личные амбиции необязательно конфликтуют с товариществом и связь с коллективом не нарушается. По сути, Хикару и Акира являются Высшим Мастерством друг для друга. Так или иначе, они смогут постигнуть его благодаря друг другу.
Также можно смело предположить, что они нашли того кто станет для них больше чем друг и оппонент. Если два соперника могут быть влюблены друг в друга, это хорошо впишется в выделенную тематику о нахождении баланса между личными и общественными интересами, желанием самостоятельного развития - против желания быть связанным с остальными. Я уже исследовала мотивы однополой любви в другом своем эссе, так что не стану повторяться. Скажу лишь, что проверив слова в оригинальном японском тексте манги, я обнаружила то, что можно назвать настоящим доказательством того что автор усиленно намекает на наличие между Акирой и Хикару романтического влечения: когда Хикару думает про себя, что сейчас они играют в первый раз, используется слово “hatsutai”. В соответствии с моим словарем это означает 1) Первый опыт (в любом деле) 2) Первый сексуальный опыт. У обоих действительно случается одышка и идет пот как следствие этого первого опыта, и видимо в совокупности это свидетельствует о наличии что у Юми Отта весьма хитрого чувства юмора. Это также убедительно напоминает нам о том, что хоть Го и может связать вас с прошлым и будущим, в самую первую очередь Го связывает вас с вашим же оппонентом. В случае с Хикару и Акирой, Го связывает их до конца их дней.
@темы: hikaru no go